Кино без попкорна

Страсть vs страх: три лучших эротических триллера в мировом кинематографе

Наталья  Иванческул
В эру конвейерного производства масштабных высокотехнологичных блокбастеров и активного движения против объективации женщины в жизни и на экране фильмы жанра «эротический триллер» в кино встречаются нечасто. Те редкие образцы, которые доходят до широкого экрана, больше походят на реликты ушедшей эпохи - эпохи VHS и домашнего проката, когда культивирование сексуальности на экране переживало свои лучшие времена. Ведь своим расцветом жанр эротического триллера (80-е - 90-е года прошлого столетия) во многом обязан не только сексуальной революции конца 60-х, которая децензурировала обнаженное человеческое тело, но и распространению культуры домашнего кинопросмотра. Когда у себя дома человек без чувства стыда и зазрения совести мог смотреть что угодно и когда угодно. Именно в этот период рождаются лучшие образцы жанра, которые сегодня принято считать классикой мирового кино. Но об этом чуть позже, сперва попытаемся разобраться, откуда такого рода кино ведет свои истоки.
Эротический триллер является прямим наследником нуара, или «черного фильма». Этот термин применяется к голливудским криминальным драмам 1940-х - 1950-х годов, на возникновение которых во многом повлиял приход звука в кино. Отличительной чертой этих фильмов стала атмосфера недоверия и цинизма, а особый акцент делался на использовании тени как жанрообразующего элемента. Нуарные сюжеты всегда строятся на роковом влечении к la femme fatale, центральное место в них занимает предательство, обостренная интрига и тайна, покрытая мраком. Все вышеперечисленное в равной степени применимо и к эротическому триллеру, с поправкой на то, что в фильмах-нуар отсутствовал эротических элемент. Сексуальная раскрепощенность пришла на широкий экран только в конце 60-х, когда в Старом Голливуде начались революционные изменения - был отменен «кодекс Хейса» (этический кодекс производства фильмов в Голливуде, который, кроме всего прочего, запрещал любое откровенное изображение сексуальных отношений на экране, в том числе, обнаженные тела), и появилась новая генерация молодых кинематографистов, которая впоследствии получила название Новый Голливуд. Тот момент, когда к канонам нуара была добавлена раскрепощенная оголенная плоть, видимо, и стоит считать рождением жанра эротического триллера. Предлагаем вспомнить три яркие картины, вошедшие в историю кино как лучшие образцы жанра и, бесспорно, относящиеся к списку фильмов, которые должен увидеть каждый.

«Основной инстинкт»

режиссер Пол Верхувен, 1992 год
Страсть vs страх: три лучших эротических триллера в мировом кинематографе
Фильм начинается с убийства местной знаменитости, владельца ночного клуба, тело которого находят мертвим и сильно изувеченным в собственной постели. Расследовать это дело поручают детективу Нику Каррэну (Майкл Дуглас), который, к слову, в недавнем прошлом имел серьезные проблемы с алкоголем и наркотиками. Главной подозреваемой следствие считает известную писательницу, автора шокирующих романов Кэтрин Трамелл (Шерон Стоун), так как совершенное убийство полностью копирует сюжет одной из её книг. Обворожительно опасная Трамелл тут же принимается окучивать полицейского, но Каррэн особо не сопротивляется её соблазну. Между подозреваемой и детективом незамедлительно вспыхивает бурный роман, в ходе которого Трамелл ловко манипулирует Каррэном. Увлекшись писательницей, главный герой тут же возвращается к своим пристрастиям. Тем временем дело набирает быстрые обороты, в ходе расследования появляются новые трупы. Детектив понимает, что теряет контроль над собой и над ситуацией, он начинает во всех сомневаться. Теперь каждый в его глазах превращается в подозреваемого.
Роковую сексуальную блондинку, способную одним взглядом заставить мужчину вожделеть, знают даже те, кто фильм не смотрел. Что касается самой известной сцены фильма - сцены допроса, - то её можно смело назвать культовой. Действительно, под чутким руководством голландского режиссера Пола Верхувена Шерон Стоун создала на экране фатальную женщину-вамп, которая стала едва ли не главным женским кинообразом 90-х. Тем не менее, зрительский успех фильма кроется не только в выразительной игре Шерон Стоун, но и в драматургии и режиссерской работе. Саспенс, которым Верхувен мастерски наполнил «Основной инстинкт», роднит его фильм с картинами гуру саспенса Альфреда Хичкока. Уровень психологического напряжения, обостренное чувство угрозы, которое не исчезает даже в самых эмоционально нейтральных сценах, заставляет держать руку на пульсе до финальных титров. «Основной инстинкт» - гурманское блюдо, щедро приправленное параноидальным чувством тревоги и сильным животным вожделением, - точно не оставит равнодушными тех, кому пикантное по вкусу.

«Синий бархат»

режиссер Дэвид Линч, 1986 год
 Страсть vs страх: три лучших эротических триллера в мировом кинематографе
Главный герой Джеффри (Кайл Маклахлен) после долгого отсутствия возвращается в родной городок. Причиной его приезда становится инсульт отца. По дороге в госпиталь Джеффри случайно находит отрезанное человеческое ухо. Парень тут же несет в полицию найденную улику, но на этом его интерес к странной находке не иссякает. Джеффри начинает собственное расследование, в котором ему помогает дочь главного детектива, старшеклассница по имени Сэнди (Лора Дерн). В ходе слежки молодые люди с удивлением обнаруживают, что их спокойный милый городишко на самом деле живет двойной жизнью, в нем процветают преступность и наркобизнес. Расследование приводит главного героя к Дороти (Изабелла Росселлини), загадочной певице из ночного клуба, и к её покровителю, местному наркодилеру Фрэнку (Деннис Хоппер). Между Джеффри и Дороти возникает нездоровая связь. Парень узнает много устрашающих подробностей из жизни женщины и решает помочь ей, чего бы это ему ни стоило.
Среди критиков фильм «Синий бархат» считается одним из лучших фильмов Линча. Картина получила две премии Национального общества кинокритиков в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр». «Синий бархат», пожалуй, самый удачный пример для анализа режиссерского стиля великого американского постмодерниста. Здесь отчетливо видна любовь режиссера к ярким сюрреалистическим деталям, к экзальтированным персонажам, каким является главный герой картины. Традиционным для фильмов Линча также можно считать выбор места действия - провинциальный городишко с его тихой и размеренной жизнью, под поверхностью которой кроется много страшных тайн и скелетов в шкафу. Психологические девиации, сексуальные перверсии, искаженное сознание персонажей, вызванное действием наркотиков, общая психоделическая атмосфера происходящего - все это темная сторона жизни города и его жителей, а также типичная реальность фильмов Линча. Но отличительной чертой «Синего бархата», благодаря которой и стоит определять жанр фильма как эротический триллер, являются сцены сексуального характера - связь жертвы и насильника (Дороти и Фрэнка ) и связь жертвы и спасателя (Дороти и Джеффри). Обнаженное женское тело, больше не принадлежащее самой женщине, приобретает статус объекта - сексуальной игрушки и запретного плода одновременно. Образ Дороти, который с такой убедительностью и самоотдачей воплотила на экране Изабелла Росселлини, оставил важный след в фильмографии актрисы.

«С широко закрытыми глазами»

режиссер Стэнли Кубрик, 1999 год
 Страсть vs страх: три лучших эротических триллера в мировом кинематографе
В центре сюжета несчастливая супружеская пара Билл и Элис Харфорд (на тот момент реальные муж и жена Том Круз и Николь Кидман), которая предпринимает попытки преодолеть кризис в отношениях с помощью измен, обмана и попыток жить двойной жизнью. Желание Билла получить новый сексуальный опыт привод его в странный клуб закрытого типа, все участники которого сначала исполняют особые ритуалы, а потом предаются массовым оргиям. Не в силах скрыть свой новый опыт от жены, Билл рассказывает Элис всю правду. Супруга, в свою очередь, делится с мужем своим сном, в котором произошло все то, что Билл видел собственными глазами в клубе. Размывание границ между реальностью, фантазией и вымыслом до самого окончания фильма не дает четкого представления о том, происходило ли все это с Биллом на самом деле, или это всего лишь его грезы.
«С широко закрытыми глазами» - последний фильм Кубрика, который вышел на экраны уже после его смерти. Символично то, что в процессе работы над фильмом Круз и Кидман развелись. Картина также разделила критиков на два враждующих лагеря. Одни увидели в фильме эротическую фантазию главного героя, которая разворачивается в несуществующей на самом деле реальности, где царствуют вожделение и сексуальная энергия. Потому что динамика, с которой разворачиваются события фильма, больше напоминает темпоритм сновидения, чем реальной жизни. Другие же посчитали фильм Кубрика удачным художественным исследованием дисфункциональных семейных отношений, в которых от любви не осталось и следа. Пожалуй, правда находится где-то посередине. Несмотря на всю неоднозначность трактовки фильма, сцена в клубе, которая и приобщает фильм к жанру эротического триллера, действительно, завораживает своим исполнением - композиционным решением, визуальной эстетикой, барочной атмосферой и, главное, ритуалом инициации, в основе которого лежит воспевание обнаженной плоти и сексуальности.