50 оттенков жизни

Ave Maria

Ave Maria – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царила, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!
AveMaria – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха....

 
Афанасий Фет
 
Как в духовной жизни христиан, так и в искусстве образ Божьей Матери занимает совершенно особенное место. В разные времена  иконописцы, художники, поэты и композиторы  воплощали светлый образ Богородицы во всех ее ипостасях.
 
Каноническая поза в равностороннем треугольнике, одеяния светлых тонов с художественно задрапированными складками, потупленный взор ˗ все это стало непреложными атрибутами изображения Девы Марии в европейской живописи и скульптуре, начиная с Ренессанса. Мадонна выступала не только символом материнства, но и заступницей всех униженных и оскорбленных. О чем же «рассказывают» нам Ее иконописные изображения?
 Ave Maria
Первым иконописцем образа Божией Матери считается евангелист Лука. Предание гласит, что Богоматерь, увидев Свой первый написанный Образ, произнесла: «Благодать, Родившаяся от Меня и Моя, с этой иконой да пребудет».
Самые ранние изображения Богородицы находятся на стенах римских катакомб. Впоследствии Деву Марию с младенцем Иисусом Христом, как возвышенный символ материнства,  воплощали все титаны эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. Каждый из этих художников по-своему передал вечную красоту Пречистой Девы, но особого рода духовными «посланиями» на символическом языке образов и красок стали канонические изображения Богородицы в иконописи.
 
В основном, все иконы Божьей Матери можно разделить на четыре типа.
Первый тип иконографии – это Оранта ("Знамение", от лат. orans – молящийся). Эти образы олицетворяют Благую Весть. Здесь Дева Мария изображена молящейся, с воздетыми к небесам руками. На Ее груди – медальон с изображением Спаса Эммануила в лоне матери. Здесь открывается сакральная тайна Её материнства, тайна Боговоплощения.
Второй тип – Одигитрия ("Путеводительница"). Матерь Божия ведет нас к своему сыну  – и в этом идея всей иконографии Богородицы. Поэтому на иконе такого типа Дева Мария изображается с лицом, обращенным прямо к зрителю; она одной рукой держит на коленях Младенца Христа, а развернутой ладонью другой руки как будто указывает на Него.  
"Умиление" – это третий тип, где обычно изображены прильнувшие друг к другу Матерь Божия и Младенец Иисус. Эта икона воплощает бесконечную нежность материнской любви, выявляя все самое человечное в образе Марии.
Четвертый собирает все остальные иконографические стили и вариации. Его называют "Акафистным".
Ave Maria 
Также достойна упоминания икона, где Богоматерь сидит на небесном престоле с Младенцем Иисусом на руках – изображение Богородицы Папахрананта, что означает "Всемилостивейшая". Трон здесь обычно выступает знаком ее величия.
Каждая из групп икон Божьей Матери раскрывает одну из Ее ипостасей, Божественные грани Ее образа.
 
Одежды Ее обыкновенно бывают трех цветов и состоят из темно-красного мафория (покрывала, окутывающего Ее с головы до пят), голубого чепца и синей туники. Мафорий означает Ее материнство, и на нем расположены три звезды в качестве символа Ее непорочности, Приснодевства, а кроме того – Святой Троицы. Голубой цвет означает чистоту, духовное начало.
Темно-красные тона мафория напоминают нам о царственном происхождении Девы Марии и о перенесенных Ею страданиях. Плат по краям отделан золотой каймой, которая выступает как знак прославления Божьей Матери.
Иногда одежды Богородицы полностью окрашены в золотой цвет, который символизирует Божью Благодать.
Еще одна важная деталь облачения Богородицы – это поручи, нарукавники. Это символ служения Божьей Матери Первосвященнику Иисусу Христу.
 Ave Maria
«Троеручица» – одна из самых прославленных чудотворных икон Богоматери, святыня сербского монастыря Хиландар на Афоне.
Согласно преданию, в 8 веке известный гимнограф Иоанн Дамаскин, благодаря молитве у образа Богородицы, исцелил свою руку, отрубленную по навету врагов. В благодарность Деве Марии он принес в дар серебряное изваяние исцеленной руки, которое было привешено к иконе. Так икона получила название «Троеручица», а на ее позднейших списках третья рука уже стала часто изображаться не серебряной, а как бы принадлежащей самой Богородице – в знак совершенного Ею чуда.
 Во время нашествия турок исцелившая Иоанна Дамаскина икона Троеручицы была возложена на осла, который принес ее на Афон, в монастырь Хиландар, где она с тех пор почитается как игуменья монастыря.
 
Образ совершенной женщины в культуре изначально ассоциируется с архетипами Великой матери и Вечной Жены, и в духовной жизни христиан и в их искусстве эти архетипы соединились в образе Девы Марии и в тех обликах, которыми наделила ее иконописная традиция.
50 оттенков жизни